Автор: Алексей Александрович Федосеев
Ещё два десятилетия назад беспилотные системы оставались редкостью в вооружённых силах России. Однако за последние пять лет ситуация изменилась радикально: их роль выросла настолько, что в 2025 году в Вооружённых силах Российской Федерации появился новый род войск — войска беспилотных систем.
И хотя истоки подобной техники можно проследить до первых опытов немецких инженеров 1913 года, настоящим первопроходцем в идеях «войны роботов» в России стал Владимир Иванович Бекаури — изобретатель, опередивший своё время.
Владимир Бекаури родился в 1882 году в Тифлисской губернии Российской империи. После окончания Михайловского технического железнодорожного училища он переехал в Санкт-Петербург. Уже тогда молодой инженер проявлял склонность к техническим новшествам, получив авторство на ряд изобретений, применявшихся в управлении железнодорожным транспортом.
Необычным увлечением Бекаури было проектирование металлических сейфов. Чтобы повысить их надёжность, он разработал сложную систему электрической сигнализации и оповещения при попытке вскрытия. Эти наработки привлекли внимание руководства молодого советского государства. Лично Владимир Ленин и его секретарь Лидия Фотиева выдали Бекаури мандат на продолжение работ. Вскоре был создан секретный институт — «Особое техническое бюро по военным изобретениям специального назначения», который стал центром его экспериментов.
С 1922 года, располагая значительными государственными ресурсами, Бекаури развивал идею дистанционно управляемого оружия. По его инициативе выдающийся авиаконструктор А.Н. Туполев начал работу над тяжёлым бомбардировщиком АНТ-4 (позднее — ТБ-1). Аббревиатура ТБ расшифровывалась как Туполев–Бекаури. Для телемеханического управления самолётом была разработана система «Дедал», которая передавала команды по радиоканалу.
Однако технология своего времени ограничивала замысел. Взлёт и посадка без пилота были крайне сложны, управление работало лишь в пределах прямой видимости, и для передачи команд приходилось использовать второй самолёт.
Бекаури предлагал и ещё более амбициозные проекты: четырёхмоторный ТБ-3 с системой телеуправления, где пилот после взлёта пересаживался в подвешенный истребитель И-16, а управление бомбардировщиком передавалось самолёту сопровождения. Но несовершенство радиотехники привело к закрытию проекта в 1938 году.
Вдохновляясь авиацией, Бекаури не ограничивался небом. Уже в 1930 году на ленинградском заводе имени «Марти» были заложены два радиоуправляемых торпедных глиссера С-1 и С-2. Испытания показали их выдающиеся для эпохи характеристики: скорость до 26 узлов и дальность хода 150–180 морских миль. Они были оснащены торпедным аппаратом и пулемётами ШВАК.
Несмотря на три этапа испытаний, главный недостаток оставался прежним — ненадёжность радиоуправления. В 1942 году катера переоборудовали в минные заградители, но даже в этой роли они сыграли интересную страницу в истории. Так, при атаке на Анапу один из глиссеров, маневрируя по радиосигналам с самолёта сопровождения, сумел ввести противника в заблуждение, однако из-за сбоя в управлении взорвался преждевременно. Последняя зафиксированная попытка их боевого применения относится к 1943 году в районе Керченского пролива.
Несмотря на частые неудачи, концепция «волнового управления» не исчезла. Более того, её принципы нашли применение спустя десятилетия. В XXI веке морские беспилотные катера вновь стали фактором военных действий. Так, в 2023 году, когда усилилась угроза атак украинских морских дронов, Черноморский флот предпринял шаги по их нейтрализации, а часть кораблей временно перевели из Севастополя в Новороссийск.
Современные системы радиоэлектронной борьбы и противодействия беспилотникам можно рассматривать как прямых наследников идей Бекаури, который ещё сто лет назад пытался создать безотказное дистанционное управление.
Опыт Бекаури показал: даже частично успешные эксперименты могут стать фундаментом будущих технологий. Его проекты с беспилотными самолётами и катерами предвосхитили то, что сегодня стало неотъемлемой частью военной стратегии — от ударных дронов до автономных морских аппаратов.
Создание в 2025 году войск беспилотных систем России — это не только результат технологического прогресса последних лет, но и логическое продолжение научной линии, заложенной Владимиром Ивановичем Бекаури. Его имя по праву можно ставить рядом с определением «отец войск беспилотных систем», ведь он первым увидел войну будущего как войну машин, управляемых на расстоянии.